ОБРАЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГБАО ТАДЖИКИСТАНА

Гражданское общество и население ГБАО как внутри региона, так и за ее пределами обеспокоены ситуацией, сложившейся в области, в частности в городе Хорог в связи с накаляющейся обстановкой, спровоцированной инициативой создания межведомственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом оружия и наркотиков.

Данная инициатива экстренно началась после визита главы государства в регион, где он на встрече с активом области и представителями местного хукумата подверг резкой критике деятельность правоохранительных органов и органов местной власти, и дал им месячный срок для наведения порядка, который истекает 16 октября.

Между тем, деятельность по наведению правопорядка в регионе снова сопровождается наличием военной техники и присутствием нескольких тысяч военных, в том числе переброшенных из других регионов.

Мирное население ГБАО уже были свидетелями борьбы с преступностью посредством многотысячной армии и военной техники в 2012 году, унесшая жизнь 24 человек из числа мирных жителей. Военной операции 24 июля 2012 года предшествовали военные учения Хифз-2012 в местечке Тем вблизи города Хорога, куда были стянуты вооруженные силы и впоследствии были вовлечены в саму операцию. Пройдя этот горький опыт, унесший жизнь мирных людей и нанесший психологический и материальный ущерб населению, мы не можем не опасаться повторения событий 2012 года, но сценарий повторяется. В июле этого года, в горах Восточного Памира прошли совместные оперативно-стратегические учения военнослужащих 201-й российской военной базы и вооруженных сил Таджикистана, а также во время визита главы государства в ГБАО был организован военный парад.

Население ГБАО, которое еще не полностью опомнились от страха и жизненных потерь вызванной военной операцией 2012 года и беспорядками 2014 года, с огромным опасением и страхом относится к таким мероприятиям. В последние дни на центральных дорогах города Хорога опять мы видим представителей элитных подразделений ОМОН МВД при полном обмундировании и на дорогах появляются блокпосты, размещаются вооружённые солдаты на высотах вокруг города, что еще больше настораживает.

Мы, население ГБАО ставшие невольными свидетелями и жертвами серий военных операций проведенные за последние годы пришли к выводу, что они не принесли положительных результатов, так как руководители этих ведомств проявляют полную некомпетентность в решении поставленных задач и прибегают снова и снова к тем же непродуктивным мерам. Представленные политическому руководству отчеты не отражают действительность в регионе, что не способствует решению накопившихся проблем, а наоборот, усугубляют и осложняют их решение.

Также этому способствует то, что представители власти развешивают ярлыки наркоторговцев и криминала на бадахшанцев, без суда и честного следствия, нарушая тем самим принцип презумпции невиновности. В этой связи возникает множество вопросов – почему все это происходит?

Кому это выгодно?

Кто за всем этим стоит?

Какова в этом роль правоохранительных органов?

Почему акты насилия не предотвращаются и не прекращаются?

Почему серии подобных акций участились, какие последствия могут повлечь эти акции. Кто в конце концов за все это ответит?

Политическому руководству страны заведомо преподносится некомпетентный и нереальный анализ происходящих инцидентов и их последствия.

Мы, население ГБАО, полностью солидарны с требованием главы государства, что ни одно преступление на территории ГБАО не должно оставаться безнаказанным и руководители силовых структур, не реализующие эту политику, должны быть уволены.

Нас, мирное население ГБАО также возмущает факт, приведенный главой государства, что преступники, сбившие на автомобиле сотрудника ГАИ, не были найдены.

Помимо этого наезда на сотрудника ГАИ, несмотря на многочисленные требования гражданского общества, по сей день не было раскрыто ни одно дело по убийству мирных граждан во время военной операции 2012 года и последующих событий. Кроме этого, у населения ГБАО также остались без ответа другие вопросы, касающиеся военной операции 2012 года и событий 2014 года. В частности, вопрос касается прозрачности процесса изъятия и уничтожения оружия.

Военная операция 2012 года унесла жизнь, как мирного населения, так и солдат вооруженных сил республики, нанесла большой урон стабильности в регионе и в стране в целом, снизила доверие населения в верховенство закона и в деятельность правоохранительных органов, призванных по закону защищать жизнь и здоровье, права и свободу граждан Таджикистана, от противоправных действий, обеспечить общественный порядок и безопасность, раскрывать и расследовать преступления, исходя из принципов законности и равенства перед законом, будь то посягательство на жизнь и здоровье простого мирного гражданина или сотрудника силовых структур. Также мы солидарны со словами главы государства на встрече во время его последнего визита в ГБАО о том, что не надо бояться населения, а нужно на них опираться. Этого также требует закон, в соответствие, с принципами которого правоохранительные органы должны поддерживать связь с населением и учитывать общественное мнение по борьбе с преступностью. Так почему наше мнение не учитывается при проведении операций, которые прямым образом касаются нашей безопасности, безопасности нашего региона и нашей страны? Почему мы не видели прозрачности и участия общественности в процессе изъятия, и по закону уничтожения оружия в 2012 году, незаконно хранящееся по версии МВД у местного криминалитета? Почему спустя шест лет мы снова возвращаемся к вопросу разоружения в мирное время и опять весь процесс проходит без участия общественности, а в СМИ появляется информация, не соответствующая действительности? Почему на население ГБАО навешивают ярлыки наркоторговцев, криминалитета и боевиков, когда статистика преступлений, в том числе носящих террористический характер совершаются в других частях нашей страны?

Население ГБАО и, в частности, Хорога в отличие от задействованных в 2012 году силовых структур продемонстрировали приверженность универсальному принципу гуманизма и международному праву, помогая раненным солдатам и сотрудникам силовых структур, которые ранее стреляли по ним. Несмотря на непрекращающиеся перестрелки, преимущественно женщины собирали тела погибших, как из числа жителей, так и солдат, которые остались лежать на земле. Задействованные в военной операции сотрудники силовых структур намерено стреляли по мирным жителям, включая несовершеннолетних и женщин, издевались над трупами мирных граждан, совершали внесудебные казны и убийства. Как и в 2012 году, сейчас в СМИ оглашается сомнительная статистика по сбору оружия. Так по официальной информации, по состоянию на 11 октября 2018 года, у глав организованных преступных группировок и населения ГБАО, особенно в городе Хороге изъято 136 единиц огнестрельного оружия, в том числе 57 автоматов Калашникова, 2 пулемета, 2 гранатомета, зенитный комплекс, 27 пистолетов, 8 карабинов, 29 ружей ТОЗ, 1 оружие иностранного производства и около 2,7 тысячи боекомплектов, а также 500 граммов взрывчатых веществ.

Формулировка таких сводок МВД вызывает опасения не только количеством и характером изъятого оружия, но и тем фактом, что в официальной информации подчеркивается, что данное оружие было изъято у преступных группировок и населения Хорога.

Мы население ГБАО, включая город Хорог категорически против таких заявлений, не соответствующих действительности, и считаем, что идет намеренная ложная демонстрация данной статистики, чтобы уложиться в срок, который дал глава государства силовым структурам и органам власти.

Особую обеспокоенность вызвало у нас заявление межведомственной комиссии о том, что если до указанного срока не будет сдано незаконно хранящееся оружие, то силовые ведомства будут проводить рейды по домам и изымать, что звучит как ультиматум и угроза. Для нас, испытавших уже горький опыт некомпетентности силовых структур, данный ультиматум, кажется, полностью неправомерным и может иметь серьезные последствия для безопасности региона и страны в целом. Также по информации МВД, в области было зарегистрировано 537 случаев нарушения правил дорожного движения, в том числе 66 случаев незаконного тонирования стёкол автомобилей, 20 фактов вождения автомобиля без наличия водительских удостоверений, два человека были задержаны и привлечены к административному наказанию за вождение в нетрезвом состоянии, выявлено 12 случаев игнорирования сотрудников ГАИ.

Учитывая серьезную угрозу экстремизма в стране в связи с возвращением джихадистов воевавших в составе ИГИЛ преимущественно из других регионов нашей страны, угрозу исходящую из приграничного Афганистана, серьезное опасение вызывает компетентность силовых структур и пропорциональность их реакции на административные нарушения в ГБАО.

Мы полностью поддерживаем инициативу по борьбе с наркотрафиком и незаконным хранением оружия, так как это напрямую влияет на безопасность нашего региона и нашей страны, на здоровье и будущее наших детей, но мы хотим, чтобы общественность была непосредственно вовлечена в процесс, чтобы данная деятельность проходила в рамках закона РТ и международных принципов.

Мы, как и большая часть мирового сообщества, поддерживаем подход, основанный на привлечении правоохранительных органов к борьбе с наркоторговлей и незаконным хранением оружия, в основу которого лежит законность и юридическая экспертиза.

Мы против привлечения силовых ведомств и вооружённых сил в борьбе с этими явлениями, потому что данных подход подвергает огромному риску мирное население как это мы видели в 2012 году, и практически лишает потенциальных жертв из числа мирного населения возможности добиться правосудия. Тем более данный подход используется исключительно в период активных военных действий, открытых конфликтов и серьезной угрозы жизни мирному населению исходящее от преступных группировок, что категорически не попадает под характеристикой нынешней ситуации в ГБАО.

Исходя из вышеизложенного, в целях предотвращения дальнейшей эскалации напряженности, предотвращения новых конфликтных ситуаций и дачи реальной политической оценки происходящему, мы считаем целесообразным:

Создать мониторинговую группу, в задачу которой входит мониторинг и контроль ситуации в ГБАО, до ее полной стабилизации и включить в нее как представителей властных структур так и представителей гражданского общества, представителей политических партий, СМИ, экспертного сообщества в целях укрепления доверия населения и консолидации населения в борьбе с наркоторговлей и незаконным хранением оружия, тем самим реализовав рекомендацию главы государства по вовлечение население и опору на население.

В целях создания нормальных условий для полноценной работы мониторинговой группы сторонам воздержаться от поспешных и непродуманных заявлений в СМИ, в частности по вопросам изъятия оружия.

Проработать механизм взаимодействия между различными структурами данной группы и существующей межведомственной комиссией, с целью обеспечения законности в отношение тех лиц, которые в соответствие с информацией МВД добровольно сдались правоохранительным органам. По закону любое обвинение считается недоказанным, если оно основывается лишь на признании подсудимого. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу. Поэтому, данная комиссия должна способствовать тому, чтобы были и гарантии прозрачности судебных процессов в отношение этих лиц и к ним не применялись пытки, для предотвращения в будущем подобных кризисных ситуаций и для восстановления доверия населения в верховенство закона.

Систематически и своевременно освещать события в ГБАО учитывая важность наличия объективной и достоверной информации в период кризиса для предотвращения слухов и дальнейшей эскалации.

Допускать представителей общественности на собраниях межведомственной комиссии и включить их в процесс изъятия и уничтожение оружия с целью обеспечения прозрачности процессу.
Привлечь ОБСЕ к содействию в процессе разоружения общепринятым стандартам, которое прямым образом входит в компетенцию данной организации в рамках деятельности по раннему оповещению, предотвращению конфликтов и управление кризисными ситуациями. Это особенно важно с учетом географического расположения региона и важности сохранения стабильности в период огромных приграничных рисков.

В компетенцию ОБСЕ также входит мониторинг процесса хранения изъятого оружия, дальнейшей транспортировки и уничтожение в целях предотвращения соответствующих рисков.